No Image

Неисправности системы охлаждения и способы их устранения

СОДЕРЖАНИЕ
16 просмотров
30 ноября -0001

Неисправности системы охлаждения и способы их устранения

Неисправность системы охлаждения двигателя: тревожные симптомы

Нормальное функционирование системы охлаждения – одно из важных условий продолжительной службы автомобильного двигателя и профилактики его поломок. Система охлаждения обеспечивает работу двигателя в оптимальном температурном режиме.

Нормальное функционирование системы охлаждения – одно из важных условий продолжительной службы автомобильного двигателя и профилактики его поломок. Система охлаждения обеспечивает работу двигателя в оптимальном температурном режиме, ее основные функции:

  • отвод излишков тепла, профилактика перегрева;
  • ускорение прогрева двигателя при запуске.

В цилиндрах двигателя внутреннего сгорания в процессе его работы создается очень высокая температура, обычно она поддерживается на уровне 80–95 °С, но иногда достигает 200 °С. Длительный перегрев чреват повреждением отдельных деталей, заклиниванием цилиндров, деформацией коробки двигателя. Переохлаждение двигателя, когда он не может прогреться и завестись, тоже не идет на пользу автомобилю. Увеличивается расход бензина, холодное топливо не задерживается на стенках цилиндров, что приводит к их коррозии и преждевременному износу.

Поэтому регулярное квалифицированное обслуживание системы охлаждения, своевременная замена охлаждающей жидкости и износившихся комплектующих крайне важны. При появлении первых признаков неисправности системы охлаждения необходимо проводить ее ремонт, используя качественные детали взамен изношенных.

Основные неисправности системы охлаждения

Неполадки в работе системы охлаждения могут проявляться такими признаками, как:

  • перегрев двигателя (закипание);
  • переохлаждение двигателя (недостаточный прогрев);
  • утечка охлаждающей жидкости (антифриза).

Как перегрев, так и переохлаждение двигателя легко заметить по показаниям приборов. Ряд моделей автомобилей, помимо указателя температуры, оснащен сигнальной лампочкой аварийного перегрева. Следует иметь в виду, что датчик температуры и температурный указатель тоже могут выйти из строя, в этом случае своевременно заметить проблему сложнее.

Перегрев двигателя возможен и при полностью исправной системе охлаждения в связи с чрезмерной нагрузкой. Обычно перегрузка двигателя возникает при медленном движении автомобиля, обусловленном плохим качеством дорожного покрытия или пробками. Для профилактики закипания охлаждающей жидкости при таком режиме движения необходимо периодически останавливаться и глушить двигатель, давая ему возможность отдохнуть до полного охлаждения.

Утечка может быть наружной и внутренней, первая проявляется характерными признаками: появлением потеков на двигателе и под днищем автомобиля, специфическим запахом. Внутреннюю утечку распознать сложнее, ее позволяет заподозрить неоправданно высокий расход охлаждающей жидкости. Если над выпускной системой прогретого двигателя даже в теплый сезон виден белый дым, это тоже признак утечки (в норме такой дым появляется только в момент прогрева двигателя, а также при низкой температуре окружающей среды). При подозрении на внутреннюю утечку рекомендуется осмотреть масляный щуп: если он покрыт светлой пеной, это свидетельствует о затекании охлаждающей жидкости в масло.

Причины неисправностей охлаждающей системы

Система охлаждения двигателя – сложный механизм, состоящий из множества деталей. Низкое качество, износ, поломка любой из этих деталей могут привести к неполадкам в работе системы. Одна из распространенных причин ее поломок – использование некачественной охлаждающей жидкости, а также отсутствие регулярного контроля ее уровня.

Для каждой детали системы охлаждения двигателя характерны свои неисправности.

  • Радиатор, по которому циркулирует антифриз, часто страдает от загрязнений сердцевины или наружной поверхности, что приводит к перегреву двигателя, а нарушение герметичности радиатора вследствие износа чревато наружными утечками антифриза.
  • Центробежный насос, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости, достаточно быстро изнашивается, особенно страдают уплотнители и подшипники. Распространенными поломками является нарушение его герметичности, обрыв или слабое натяжение ремня передачи. Все это может привести к перегреву.
  • Вентилятор дополняет работу радиатора и обеспечивает охлаждение двигателя в моменты, когда автомобиль стоит. Вентилятор может приводиться в движение приводами разного типа: механическим, гидравлическим, электрическим. Для каждого из них характерны свои поломки, угрожающие перегревом или переохлаждением двигателя.
  • Термостат – важная деталь системы охлаждения, оснащенная клапаном и регулирующая поступление охлаждающей жидкости в контуры радиатора. При его поломках возможно переохлаждение или перегрев двигателя, а вот неисправность датчика и/или указателя температуры обычно приводит к его переохлаждению.
  • Охлаждение блока цилиндров и его головки осуществляется за счет циркуляции охлаждающей жидкости по многочисленным каналам рубашки охлаждения, в которой иногда возникают трещины. Нарушения в функционировании системы охлаждения могут быть связаны с прогоранием прокладки головки блока цилиндров. Эти проблемы провоцируют внутренние и наружные утечки антифриза.
  • Расширительный бачок, из которого в систему охлаждения поступает жидкость, закупоривается пробкой с воздушным и паровым клапанами. Если ее герметичность нарушена или один из клапанов неисправен, охлаждающая жидкость активно испаряется, что приводит к снижению ее уровня и чревато перегревом двигателя.

Профилактика проблем

Комплексное тестирование системы охлаждения – задача достаточно сложная и требующая времени. Обычно износ, засорение, механические повреждения и другие проблемы выявляются в процессе техосмотра. Но несколько несложных операций по проверке этой системы автовладельцу стоит выполнять перед каждой поездкой:

  • при холодном двигателе осмотреть расширительный бачок, убедиться в отсутствии следов протечек, проверить уровень охлаждающей жидкости (норма – между отметками min и max);
  • если уровень близок к минимально допустимому и ниже, долить охлаждающую жидкость той же марки, что использовалась раньше. При отсутствии совместимой охлаждающей жидкости допустимо повышение уровня за счет дистиллированной воды, но заливать можно не более пол-литра;
  • еще раз проверить уровень жидкости при разогретом двигателе, осторожно и медленно открутив пробку расширительного бачка (она сильно нагревается!). Если уровень жидкости после запуска двигателя опустился ниже минимума, это свидетельствует о ее утечке вследствие повреждения шлангов или патрубков.
Читайте также:  Из чего сделан тосол

Недопустим долив холодной жидкости при разогретом двигателе, а также запуск двигателя после слива жидкости из системы! Если снижение уровня жидкости в бачке незначительно и обусловлено не утечкой, а испарением, доливать следует не антифриз, а дистиллированную воду, именно она испаряется в первую очередь, в результате повышается плотность жидкости. Нужно внимательно следить, чтобы в охлаждающую жидкость не попал бензин.

Если с уровнем охлаждающей жидкости все в порядке и утечки отсутствуют, а двигатель чрезмерно нагревается или, наоборот, не прогревается при запуске, нужна более детальная диагностика системы охлаждения.

Утечку антифриза иногда принимают за безобидное скопление конденсата под капотом. Поэтому при обнаружении влаги не лишней будет проверка шлангов, если при попытке их сжать или согнуть оказывается, что они утратили эластичность, нужно их как можно скорее заменить для предупреждения или устранения утечки.

Как устранить неисправности

Если причина поломки выявлена, можно приступать к ее устранению. Проблемы с пробкой расширительного бачка обычно решаются путем замены неисправного клапана. Если клапаны исправны, а герметичность бачка нарушена, попробуйте заменить в крышке прокладку, которая быстро изнашивается. Для ликвидации протечек также может понадобиться замена отвердевших шлангов новыми эластичными, а хомуты нужно подтянуть поплотнее, но не пережимать, чтобы не повредить патрубки. Если поврежден сам бачок, небольшие трещины запаиваются, крупные закрываются латками, вмятины рихтуются.

Засорившийся радиатор нуждается в прочистке струей воды под напором или сжатым воздухом, наружная поверхность очищается с помощью специального растворителя, механические повреждения запаиваются. При серьезных повреждениях отдельной трубки ее можно исключить из контура, полностью запаяв сверху и снизу, но в одном радиаторе нельзя запаивать более трех трубок. В случае масштабных повреждений радиатор рентабельнее заменить. Не подлежат ремонту новые радиаторы с пластмассовой бочкой и алюминиевой сердцевиной. Треснувший с краю патрубок можно обрезать, если позволяет его длина, а если трещина ближе к центру – нарастить с помощью металлической трубки. Но это временные меры, поэтому после таких операций рекомендуется обратиться в сервис для профессионального ремонта.

Остальные неисправности системы охлаждения двигателя, как правило, устраняются в мастерских. Если необходима замена изношенных, поврежденных деталей, можно значительно сэкономить, заказав качественные запчасти с разборок в компании JapZap. При использовании качественной охлаждающей жидкости и регулярном контроле ее уровня, для поддержания работоспособности системы охлаждения двигателя обычно достаточно планового сервисного обслуживания и своевременной замены деталей с отработанным ресурсом.

Возможные неисправности систем охлаждения, причины, признаки и способы их устранения

Течь охлаждающей жидкости

– ослабление крепления хомутов шлангов и патрубков;

– ослабление гаек (болтов) крепления головок блока цилин­
дров;

– повреждение шлангов, патрубков и ушютнительных про­
кладок;

– износ сальников водяного насоса.
Признаками течи могут быть:

подтеки жидкости на двигателе радиаторе, патрубках,
шлангах и приборах;

– частая потребность долива жидкости в систему.
Для устранения неисправности необходимо:

– подтянуть крепления и заменить неисправные детали.
Переохлаждение двигателя

– не прикрыты жалюзи или шторки радиатора;

– не утеплен капот;

– неисправен или неправильно включен выключатель гидро­муфты привода вентилятора.

понижение температуры охлаждающей жидкости ниже 70°С;

– перерасход топлива, потеря мощности.
Для устранения неисправности необходимо:

– прикрыть шторку или жалюзи радиатора;

– неисправный термостат заменить;

– проверить установку переключателя гидромуфты, при не­обходимости отрегулировать его.

Перегрев двигателя Причины неисправности:

– недостаточное количество жидкости в системе;

– слабо натянуты ремни привода вентилятора и жидкостно­го насоса;

– большие отложения накипи в рубашке охлаждения;

– неисправен термостат или выключатель гидромуфты при­ вода вентилятора.

– высокая температура охлаждающей жидкости (выше 100° С);

– горит лампочка аварийной сигнализации;

– интенсивное выделение пара через пароотводную трубку.

Для устранения неисправности необходимо:

– добавить охлаждающей жидкости до нормы;

– отрегулировать ремни привода вентилятора и жидкостно­го насоса;

Читайте также:  Гидроцилиндр рулевой мтз 1221

– промыть систему охлаждения и заменить термостат.
Попадание охлаждающей жидкости в систему смазки
Причины неисправности:

– повреждение прокладки головки блока цилиндров;

– повреждение уплотнений гильз блока цилиндров,
Признаки неисправности:

– повышенный уровень масла в картере;

– понижение уровня охлаждающей жидкости в системе без видимых признаков ее подтекания;

– при пуске двигателя после его остановки масло в поддоне приобретает белесый цвет.

Для устранения неисправности необходимо:

заменить неисправные уплотнения;

– заменить масло в системе смазки.

3. Подвожу итоги занятия, даю задание на самоподготовку.

Руководитель занятия _______________________

Система охлаждения: типичные проблемы и пути их решения

Среди владельцев новых и подержанных автомобилей BMW широко распространено мнение о склонности их силовых агрегатов к перегреву. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев причина перегрева двигателя тривиальна и характерна не только для машин марки BMW, но и для любых других авто с жидкостным охлаждением. Корень проблемы — в неисправности системы охлаждения двигателя (СОД), которую достаточно устранить, и жизнь снова обретет былые яркие краски. Попробуем разобраться с основными видами неполадок СОД у современных ДВС и рассказать о способах их устранения.

Нередко причиной перегрева двигателя становится неисправность СОД.

Жидкостное охлаждение: что это?

Для того чтобы понять причину неправильной работы системы охлаждения, стоит подробнее ознакомиться с конструкцией и принципом действия этого важного компонента современного ДВС. Основными составляющими жидкостной системы охлаждения являются:

  • помпа, с помощью которой осуществляется циркуляция охлаждающей жидкости в системе;
  • радиатор, проходя через который нагретая ОЖ охлаждается потоком встречного воздуха;
  • вентилятор радиатора, который обеспечивает охлаждение в моменты, когда автомобиль стоит на месте или движется медленно;
  • термостат, предназначенный для обеспечения оптимального температурного режима за счет регулирования работы помпы и количества ОЖ, проходящей через радиатор;
  • расширительный бачок, с помощью которого происходит компенсация объема охлаждающей жидкости, расширяющейся при повышении температуры;
  • радиатор отопителя, который является частью системы обогрева салона автомобиля;
  • датчик температуры ОЖ, предназначенный для контроля нагрева рабочей среды.

Сразу после запуска силового агрегата помпа, которая получает вращение от коленвала, начинает перекачивать жидкость, заставляя ее циркулировать по каналам системы охлаждения. До тех пор пока двигатель холодный, ОЖ двигается по малому кругу системы охлаждения, минуя радиатор. По достижению двигателем необходимой рабочей температуры открывается термостат, и жидкость начинает поступать в радиатор. В старых двигателях BMW переключение происходит при температуре 90-95° С, в новых агрегатах установлен управляемый термостат, открывающийся при 120° С.

Признаки неисправности СОД

По статистике неполадки в СОД находятся в первой пятерке среди всех причин обращения в сервисные центры. При этом важно отметить, что невнимательность владельца авто к системе охлаждения двигателя может привести к куда большим проблемам, вплоть до полного выхода из строя силового агрегата. Поэтому важно знать основные признаки, свидетельствующие о неправильной работе СОД. К их числу относится:

  • Перегрев мотора. Причиной может стать, как закоксовывание радиатора отложениями и грязью, так и нехватка охлаждающей жидкости в системе. В первом случае спасает чистка радиатора, его ремонт или замена. Во втором, достаточно долить или заменить ОЖ. Поэтому прежде чем подсчитывать, во сколько вам обойдется обращение в сервис, загляните бачок расширителя, возможно, все не так плохо, как кажется.
  • Закипание охлаждающей жидкости. Виной тому может быть недостаток ОЖ, неисправность помпы водяного насоса, выход из строя радиатора, а также масса других неполадок и неисправностей. И только грамотная диагностика позволит выявить истинную причину закипания ОЖ.
  • Двигатель перегревается сразу после начала движения. В большинстве случаев причина заключается в поломке помпы, хотя не исключаются и другие неисправности. Помпа работает в условиях повышенных температур, поэтому уплотнители нередко просто «ссыхаются», в результате чего механизм начинает подкапывать. Причем эта проблема характерна как для основной, так и для дополнительной помпы.
  • Антифриз вытекает. Во время стоянки под автомобилем образовывается лужица охлаждающей жидкости? Причин этому может быть масса — от банального износа и растрескивания патрубков, до неисправности помпы или нарушения целостности радиатора.
  • Переохлаждение двигателя. Да-да, он может не только перегреваться, но и переохлаждаться. Как правило, для исправления ситуации требуется замена термостата.
  • Салон не прогревается. Радиатор отопления находится под передней панелью. При включении «печки» нагретая охлаждающая жидкость проходит через радиатор и отдает тепло, тем самым обогревая салон. Если же тепло не поступает, то, скорее всего, в этом «виноват» именно радиатор отопления.

При возникновении одного или нескольких симптомов первое, что рекомендуется сделать, это проверить уровень антифриза. Сделать это можно не только с помощью индикатора уровня ОЖ, тем более что и он может выйти из строя, но и визуально. Для этого достаточно заглянуть в расширительный бачок, который должен быть наполовину полным. Также стоит осмотреть моторный отсек на предмет следов утечки охлаждающей жидкости. А вот более серьезную диагностику лучше проводить в сервисе.

Читайте также:  Роторно поршневой двигатель мазда

Наиболее распространенные неисправности и их устранение

Помпа. Ее мы подробно рассматривать не будем, поскольку тут и так все понятно. Как правило, причина кроется в том, что пластиковая крыльчатка проворачивается, потеряв контакт с металлическим валом. Еще один возможный вариант — неисправность подшипника помпы. В этом случае могут быть слышны специфические скребущие звуки, свидетельствующие о том, что лопасти вентилятора задевают диффузор. Впрочем, каковы бы не были причины поломки, лечение одно — замена узла.

Негерметичность системы охлаждения. В этом случае при интенсивном движении закипание охлаждающей жидкости неизбежно. Если же нагрузка невысока, перегрев может и не случиться. Но система охлаждения будет постоянно терять тосол, а значит, возникнет необходимость постоянно его доливать. Причиной негерметичности могут быть небольшие трещины в трубках, отводящих ОЖ от блока цилиндров, повреждения пластиковых штуцеров радиатора, отпустившиеся хомутики и т.д. Визуально выявить подобную неисправность вполне возможно, так как место повреждения обычно отмечено влажным пятном. Другой вопрос — целостность радиатора. Если нарушена герметичность соединения между алюминиевым корпусом и пластиковыми емкостями, единственное решение проблемы заключается в полной замене радиатора.

Нередко причиной потери герметичности становится пластиковый клапан, предназначенный для стравливания воздуха из радиатора. К примеру, конструкционные особенности двигателей М40 таковы, что клапан находится около заливной горловины. При надавливании отверткой пластиковая головка частенько отламывается. А так как под ней находится уплотняющее кольцо, то герметичность системы при этом нарушается.

Пластиковые штуцеры радиатора, о которых мы упоминали выше, поддаются ремонту. Однако делать его необходимо вовремя. Главная опасность для места соединения состоит в том, что под воздействием антифриза стенки штуцера истончаются, и трещина быстро растет. Если не устранить повреждение, то рано или поздно часть штуцера отламывается и шланг соскальзывает. В результате вся охлаждающая жидкость оказывается на дороге, а двигатель перегревается, что почти неминуемо ведет к повреждению головки блока цилиндров. При этом следует отметить: быстро охладить силовой агрегат невозможно даже при наличии запасной канистры с ОЖ, поскольку при заливании жидкость вскипает и образует паровые пробки, не пропускающие антифриз вглубь двигателя. Визуально повреждения пластиковых штуцеров можно определить по наличию легкого белого налета. Будьте внимательны и периодически осматривайте мотор и подкапотное пространство, не доводя до крайностей.

На автомобилях с пробегом 80-100 тыс. км. свой вклад в перегрев мотора может вносить термостат. Выявить неисправность довольно просто — достаточно на прогретом двигателе потрогать патрубки радиатора. Если нижний холодный, а верхний горячий и при этом радиатор чуть теплый, значит, охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру. А это означает только одно — термостат не работает: он перестал открываться и не пропускает антифриз в радиатор. Решение здесь может быть только одно — замена. Причем выполнить ее необходимо как можно скорее, поскольку в противном случае неминуема масса куда больших неисправностей, к которым приводит перегрев двигателя.

Определить неисправность термостата довольно просто.

Термомуфта. Надо отметить, что благодаря простой конструкции термомуфты, ее неправильная работа, часто является следствием некой другой неисправности. В термомуфте попросту нечему ломаться (исключение составляет подшипник, но его поломки встречаются крайне редко). Поэтому, прежде чем подсчитывать стоимость ремонта, следует удостовериться в отсутствии других факторов, способных влиять на работоспособность муфты. Так, к примеру, причиной отказа может быть низкий уровень антифриза. Если охлаждающей жидкости в радиаторе недостаточно, то проходящий сквозь соты воздух не нагревается, следовательно, не греется и биметаллическая пластина. В результате муфта вполне работоспособна, но не включается. Еще одна причина такого поведения термомуфты может заключаться в коррозии и скопившейся грязи. В этом случае шток постоянно находится в нажатом состоянии из-за отложений, которые образовались между ним и пластиной.

Подводя итог, можно сказать одно — если вдруг система охлаждения вдруг начинает работать неправильно, необходимо провести планомерную диагностику на предмет выявления неисправностей, которые можно удалить без привлечения специалистов автосервиса. Первый шаг — проверка уровня охлаждающей жидкости, второй — контроль герметичности системы. Если самостоятельно выявить повреждение не удается, следует немедленно обратиться в сервис. И сделать это лучше как можно скорее, не дожидаясь перегрева двигателя и сопутствующих этому событию проблем.

Комментировать
16 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector