No Image

Нештатная ситуация на дороге

СОДЕРЖАНИЕ
14 просмотров
30 ноября -0001

Нештатная ситуация на дороге

ЛЕКЦИЯ 4.6. Действия водителя в нештатных ситуациях.

Вопросы: 1. Действия водителя при возникновении юза, столкновения. 2. Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении. 3. Действия водителя при отказе усилителя руля.

Литература: Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения. Шухман Ю.И. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 165 с.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с интернет – ресурсами и подготовка сообщения по теме 4.6.

1. Вы поздно заметили крутой поворот, не успели снизить скорость.

Совет: Резко тормозите до входа в поворот. При отсутствии встречного транспорта срежьте угол закругления или увеличьте радиус поворота в пределах полосы движения. При прохождении поворота резко не тормозите, возможно опрокидывание автомобиля.

2. При обгоне обнаруживается, что встречный автомобиль приближается скорее, чем вы предполагали.

Совет: Если нет возможности вернуться назад, единственный выход –перейти на низшую передачу, газ в пол и завершить обгон. При этом подавать сигналы светом встречному автомобилю с просьбой дать дорогу, и обгоняемому автомобилю звуковым сигналом с просьбой принять вправо, во избежание лобового столкновения.

3. Автомобиль впереди неожиданно резко затормозил. Слева дорога занята, остается съезд по обочине (справа).

Совет: Будьте очень внимательны и хладнокровны. Помните: торможение или резкое руление на большой скорости на раскисшей после дождя обочине наверняка приведет к заносу и опрокидыванию. Если обочина широкая, попытайтесь стабилизировать движение и остановиться на ней плавно. Если автомобиль все-таки сносит в сторону кювета и съезд с обочины неизбежен, направьте автомобиль по откосу насыпи по пологой траектории, вероятность опрокидывания резко снизится.

4. Навстречу едет автомобиль, не успевающий завершить обгон. Лобовое столкновение неизбежно.

Совет: Действовать необходимо с учетом того, что сугробы, пологие откосы, мелкий кустарник меньше всего опасны при наезде на них, а скорость они гасят очень активно. Выезд на встречную полосу всегда опаснее. Если столкновение неизбежно, предпочтите лобовому (прямому) удару столкновение под острым углом, которое наиболее безопасно. При этом следует препятствовать своему перемещению вперед и оберегать голову. Лучше упереться ногами в пол, голову наклонить между рук, покрепче ухватиться за рулевое колесо и напрячь все мышцы. Будьте готовы к маневру, чтобы выровнять автомобиль после столкновения. При лобовом столкновении, если вы пристегнуты ремнем безопасности, закройте лицо руками, чтобы его защитить. Если ремень безопасности не пристегнут, падайте вбок на сиденье, чтобы избежать удара о рулевую колонку или лобовое стекло. Пассажирам необходимо действовать также.

5. На расстоянии меньше остановочного пути перед вами внезапно появляется препятствие, тормозить уже бесполезно.

Совет: Попробуйте совершить объезд, хотя его расстояние почти вдвое меньше тормозного пути. Если на скорости 80 км/ч вы заметили препятствие, до которого остается 30–35 м, то минимально возможный тормозной путь при этом составит 30–35 м, остановочный путь – 60–65 м. Значит торможение уже не поможет, а минимальное расстояние объезда составит метров 16–18. Если позволяют условия, следует попробовать объехать препятствие.

Если на ваш автомобиль наехали сзади, будьте готовы нажать на тормоз, чтобы после заднего удара не столкнуться с движущимся впереди автомобилем; крепче упритесь руками в рулевое колесо, а спиной в спинку сиденья; сильно надавите затылком на подголовник.

Чтобы не допустить происшествия, порой приходится прибегать к экстренному торможению вплоть до полной остановки автомобиля. Иногда остановка требует резкого изменения направления движения. Но бывают и такие случаи, когда необходимо одновременно применить торможение и изменить направление движения. Сочетание этих приемов, особенно на скользкой дороге или на высокой скорости, может привести к потере устойчивости автомобиля, к заносу и даже опрокидыванию. Водителю необходимо учитывать эту вероятность и действовать в соответствии с обстановкой.

Разрыв шины сопровождается хлопком. Если лопнула шина, крепко держите рулевое колесо, не давая ему возможности самопроизвольно поворачиваться в сторону лопнувшей шины, старайтесь удержать автомобиль на своей полосе движения, не тормозите, плавно отпускайте педаль газа, переходите на пониженную передачу, а когда скорость снизится, легко нажмите на тормоз; остановите автомобиль вне проезжей части, замените колесо.

Читайте также:  Срок обращения в страховую при дтп

Если отвалилось колесо, старайтесь удержать автомобиль от опрокидывания и остановитесь на своей полосе.

Если оторвался карданный вал, автомобиль следует немедленно остановить рабочим тормозом. При обрыве переднего конца вал может уткнуться в дорогу, и автомобиль получит резкий толчок, который подбросит машину, а на большой скорости может привести к опрокидыванию. Признаком ослабления крепления вала является вибрация корпуса автомобиля в движении. Обычно обрывается задний конец вала, когда нарушено крепление его фланца к фланцу заднего моста. При обрыве вал вращается и бьет в корпус автомобиля, может разрушить привод рабочего тормоза и нанести другие повреждения.

Если отказал рабочий тормоз, несколько раз быстро нажмите на педаль тормоза; если это не помогает, включите фары и аварийную сигнализацию; последовательно переходите на пониженные передачи; включите ручной тормоз, удерживайте его в нефиксированном положении, чтобы иметь возможность отпустить его при начале заноса, и направьте автомобиль на какое-либо упругое препятствие. Особенно опасен отказ рабочего тормоза на спуске. На небольшом уклоне при отключенной от двигателя трансмиссии автомобиль, свободно катящийся накатом со скоростью 30–40 км/ч, на километровом участке уклона набирает скорость до 65–75 км/ч. Для того чтобы остановить автомобиль с неисправным рабочим тормозом, лучшим является торможение двигателем с последовательным переходом на низшие передачи. Очень сложна обстановка, когда при отказе рабочего тормоза остановился двигатель и пустить его не удается, а рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. В этом случае для остановки автомобиля необходимо немедленно включить высшую передачу. При включенной передаче двигатель будет гасить скорость и не исключено, что сам будет работать. Если двигатель все же не пустился, необходимо оставить передачу включенной, неработающий двигатель создаст большой тормозной эффект и обеспечит полную остановку автомобиля. Одновременно следует использовать и стояночный тормоз, затянув его хотя бы частично. Если впереди обрыв, то в качестве крайнего средства можно выключить зажигание и включить первую передачу. Это, возможно, повредит коробку передач, но поможет предотвратить падение автомобиля.

Отказу рулевого управления предшествует тугое или, наоборот, очень легкое вращение руля. Заметив неисправность, сразу остановитесь и устраните ее причину. Если все же рулевая тяга оборвалась или отказало что-то иное в рулевом управлении, предупредите других участников движения включением фар, аварийной сигнализацией, звуковым сигналом; очень плавно тормозите, чтобы не вызвать заноса, потому что устранить его не удастся из-за потери управления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10427 – | 7294 – или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Действия водителя в критических ситуациях

Действия водителя в критических ситуациях

Все опасные ситуации на дорогах делятся на штатные, нештатные и критические.

Со штатными ситуациями водитель сталкивается еще в процессе обучения вождению. Эти ситуации постоянно возникают на дорогах, тем более, на российских дорогах, и водитель реагирует на них автоматически, то есть это для водителя совершенно нормально.

Нештатная ситуация — та, которая возникает на дорогах гораздо реже и считается более опасной, так как водитель к ней готов лишь теоретически, автоматизм против таковой не выработан, но выйти из нее средний водитель должен уметь без возникновения ДТП. Нештатная ситуация — понятие, конечно, субъективное. Для одного она может быть вполне рядовой, для другого — совсем неожиданной.

Пример. Человек впервые едет по горной дороге (по серпантину) и вдруг въезжает в зону облака, где видимости нет вообще, только метра на два вперед. Ситуация нештатная, он в такую никогда не попадал. Ехать дальше страшно и стоять опасно…

А для местного жителя это облако — абсолютно штатная ситуация, он тут ездит по пять раз в день круглогодично, он «нюхом чует» все повороты и прочие нюансы. Ему ехать дальше, конечно, напряженно, но не страшно.

Читайте также:  Lada 4x4 vision concept

При возникновении нештатной ситуации на дороге всегда есть хотя бы два варианта (а то и более) выхода из нее.

Критическая ситуация — самая опасная. В этой ситуации выход есть только один, времени на раздумывание более 1 секунды нет. Попасть в такую ситуацию не пожелаешь никому, и надо делать все возможное, чтобы ее предотвратить.

Похожие главы из других книг

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ Если вы применяете вспышку для подсветки объекта при естественном освещении (иногда этот способ съемки называют синхросолнцем), то помните, что из-за отсутствия отражающих поверхностей ее ведущее число меньше, чем

Правильный выход из опасных и критических ситуаций

Правильный выход из опасных и критических ситуаций Критической, или аварийной, считается ситуация, когда избежать происшествия уже не возможно. Чтобы сохранить процент травматизма и смягчить последствия, необходимо руководствоваться следующими правилами. Первое,

Безопасность и действия в критических ситуациях

Безопасность и действия в критических ситуациях Разумеется, в мире не существует абсолютно безопасных стран. Таиланд – не исключение, и хотя риск попасть в неприятную ситуацию и стать жертвой преступников очень низок, надо быть к этому готовым. В основном это касается

10. Управление в чрезвычайных ситуациях

Как вести себя в стрессовых ситуациях?

Как вести себя в стрессовых ситуациях? Все люди разные, и никто не может быть застрахован от ошибок и неприятных ситуаций: можно случайно наступить на ногу человеку в общественном транспорте, опрокинуть на кого-то рюмку с вином, перепутать свою очередь. Один человек

Системы связи в чрезвычайных ситуациях

Системы связи в чрезвычайных ситуациях Для разрешения критических ситуаций на море важно использование хорошей системы связи; она необходима для получения помощи в серьезных случаях. При наличии надежной системы связи любое судно всегда сможет обратиться за помощью к

68. Учение о следственных ситуациях

68. Учение о следственных ситуациях Ситуация — это обстановка, складывающаяся на каждый момент работы по уголовному делу, характеризуемая суммой информации, значимой на момент расследования и принимаемой во внимание наряду с источником получения. Следственная ситуация

Улучшение памяти в общественных ситуациях

Улучшение памяти в общественных ситуациях Улучшение памяти в общественных ситуациях – баланс между тем, как много вы не хотите забывать и на что вы готовы ради этого пойти.Постепенное совершенствование в запоминании именИсследование большинства социологических

Параноидные состояния, проявляющиеся при определенных ситуациях

Параноидные состояния, проявляющиеся при определенных ситуациях Далее приводится информация о ряде возникающих в особых ситуациях состояний, начиная с индуцированного психоза.ИНДУЦИРОВАННЫЙ ПСИХОЗ (FOLIE ? DEUX)Об индуцированном психозе говорят, если параноидная бредовая

Глава 3 Поведение в экстремальных ситуациях

Глава 3 Поведение в экстремальных ситуациях Экстремальные ситуации: вводные замечания Пока человек находится в знакомой ему обстановке, он ведет себя обычно, как всегда. Но как только наступает сложная, лично особо значимая, а тем более опасная ситуация, с ним могут

Изучение героев в разных ситуациях

Изучение героев в разных ситуациях Не так давно я брал интервью у обладателя премии Американской киноакадемии сценариста Элвина Сарджента (часть интервью помещена в конце этой главы). На его столе я заметил груды исписанных страниц и спросил, что это. Он ответил, что это

Интимная гигиена во время критических дней

Интимная гигиена во время критических дней В период менструаций опасность занести во влагалище инфекцию значительно возрастает, поэтому во время критических дней будьте особенно осторожны.1. Не купайтесь в бассейне, море, реке. Не обманывайтесь: тампон не способен

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Совет № 23 Помните: время реакции зависит от физиологических особенностей организма, от состояния водителя и от действия, которое нужно выполнить

Совет № 23 Помните: время реакции зависит от физиологических особенностей организма, от состояния водителя и от действия, которое нужно выполнить Нормальное время реакции для торможения – 1,0 секунды. Минимальное время реакции – 0,5 секунды, а максимальное – 2 секунды.На

В чрезвычайных ситуациях

В чрезвычайных ситуациях ПРОВЕРЬТЕ ВРЕМЯ, ОТКРОЙТЕ БУТЫЛКУ И, СОБЛЮДАЯ СПОКОЙСТВИЕ, ПЕЙТЕПеред тем как мы вообще начнем, нужно оговорить одну очень важную вещь. Когда именно уместно начинать пить? Разумеется, говорят, что: Никогда нельзя пить до полудня. Пока солнце не

Читайте также:  Ремень генератора мазда демио

Что делать в непредвиденных ситуациях

Что делать в непредвиденных ситуациях Как выбраться из горящего здания Мало кому понравится оказаться посреди пылающего ада, в ужасе соображая, как выбраться из него самому и помочь с этим людям, которые оказались в огненной ловушке вместе с вами. Как и в любой другой

Нештатные ситуации на дороге

Абсолютное большинство критических ситуаций, происходящих на дороге, требуют от водителя торможения – экстренного или медленного – вплоть до полной остановки. Оно может быть необходимо из-за каких-либо внешних обстоятельств или при возникновении тех или иных неисправностей автомобиля.

Однако случается и так, что из строя выходят сами тормоза. Подобная ситуация может на первый взгляд показаться безвыходной, однако найти безопасное решение можно и для нее.

Из-за чего может отказать рабочий тормоз?

Причин отказа рабочего тормоза в пути может быть несколько.
Это может произойти из-за следующих повреждений тормозной системы:

  • оборвался или повредился шланг привода тормоза;
  • оторвался ремень компрессора;
  • нарушилась герметичность системы, то есть вытекла тормозная жидкость.

Естественно, все эти повреждения не случаются в одночасье сами по себе. Иногда водитель уже знает, что тормозная система неисправна, но все отправляется в путь. Порой он же просто допускает халатность и не обращает внимание на падение давления воздуха в пневмоприводе тормозной системы. Кроме того, причиной неисправностей может стать езда с непросушенными тормозными колодками после переезда брода или в распутицу.Отказ тормоза несколько по-разному проявляется в зависимости от вида привода: на гидроприводе педаль тормоза «проваливается», в то время как на пневмоприводе автомобиль просто перестает реагировать на нажатие на педаль тормоза.Наибольшую опасность представляет собой отказ рабочего тормоза, случившийся во время затяжного спуска, потому что в этот момент автомобиль ускоряется.
Что делать, если во время движения на вашем автомобиле отказал рабочий тормоз?
Если во время отказа тормозной системы автомобиль двигается накатом, то есть рычаг КП стоит в нейтральном положении, а водитель удерживает сцепление, следует немедленно включить передачу (желательно пониженную). При наличии пневмопривода водитель должен попытаться повысить давление воздуха в тормозной системе, для чего следует запустить двигатель (если тот остановился) и включить передачу, обеспечивающую максимальную частоту вращения коленвала. Если двигатель работает, им и нужно тормозить в случае отказа рабочего тормоза – постепенно понижая передачи в КП.Если скорость движения автомобиля невелика и дорога сухая, можно остановить машину стояночным тормозом, для чего нужно плавно затянуть его на несколько щелчков. Помните, что включать его резко и полностью крайне не рекомендуется – на скользкой дороге или при высокой скорости движения (даже на сухом покрытии) это может привести к заносу и даже опрокидыванию авто.
Что делать, если рабочий тормоз отказал, а двигатель не запускается?
Невозможность пустить двигатель при отказе тормозов и нейтральной позиции рычага коробки передач намного усложняет ситуацию. Однако выход есть и из нее: чтобы не попасть в ДТП, водитель должен незамедлительно переключить рычаг КП в передачу, соответствующую скорости движения. Если в вашей коробке передач есть синхронизатор, сделать это будет несложно. Если же синхронизатор отсутствует, нужно будет резко уверенно дернуть рычаг КП. При включенной передаче запустить двигатель будет значительно легче. А после его пуска выполняется торможение двигателем за счет понижения передач в коробке, как и в предыдущем случае.

Дополнительные средства снижения скорости

При отказе рабочего тормоза не следует забывать и про другие методы понижения скорости, даже если они кажутся вам незначительными – в бою, как говорится, все средства хороши. Например, можно направить машину на участок дороги (или обочину, а может и дальше), где сопротивление качению будет выше. С той же целью может быть снижено давление воздуха в шинах до 0,05 МПа. В крайних случаях машину можно направить на препятствие.

Комментировать
14 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector