No Image

При обращении к гражданину сотрудник полиции

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
30 ноября -0001

При обращении к гражданину сотрудник полиции

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Комментарий к Ст. 5 федерального закона «О полиции» в РФ

1. В главе 2, которая начинается с настоящей статьи, изложены принципы деятельности полиции. Термин “принцип” означает обобщенное выражение какого-либо явления. Понятие “принцип” можно определять через слова “основное начало”, “требование”, “обязанность”, “идея” и т.п. По латыни принцип – это первоначало, основа.

2. Принципы деятельности полиции – это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе “О полиции”.

3. Принципы деятельности полиции объективно существуют и соответствуют определенным признакам (критериям).

4. Критерии принципов деятельности полиции следующие:

– положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым;

– принцип – это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции, правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными;

– несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого-либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения;

– принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм.

5. Комментируемая статья 5 закона О полиции посвящена первому из основных принципов деятельности полиции – принципу уважения прав и свобод человека и гражданина.

6. Согласно ст. ст. 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Причем основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Однако осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

7. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение полицией законов и иных нормативных правовых актов, а также порядок осуществления и результаты ее деятельности.

8. Полиция не только обязана уважать права и свободы человека и гражданина. Она не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. Иначе говоря, ее деятельность должна отвечать идеям гуманизма.

9. Какую бы деятельность ни осуществлял сотрудник полиции, он всегда исходит из того, что в процессе осуществляемого им правоприменения должен быть обеспечен необходимый уровень безопасности человека. Перед сотрудником полиции никогда не стоит задача причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства.

10. Никакие благородные цели не могут оправдать факт не предусмотренного законом нарушения прав, свобод и законных интересов гражданина, применения к человеку незаконных средств, пытки, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, а также непредусмотренного законом (необоснованного) насилия (принуждения).

11. Полиция должна с одинаковым вниманием относиться ко всем лицам, вовлеченным в сферу ее деятельности, обеспечивать возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие защиту прав и свобод человека и гражданина.

12. В части 3 комментируемой статьи закреплен прямой запрет осуществления сотрудниками полиции пыток, насилия, другого жестокого и (или) унижающего человеческое достоинство обращения в отношении кого-либо из вовлеченных в сферу их деятельности лиц. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Данное правовое положение касается деятельности любого и каждого сотрудника полиции, вне зависимости от того, какой именно вид правоприменения им реализуется. Независимо от того, осуществляется ли полицией производство по делам об административных правонарушениях, проверка заявления (сообщения) о преступлении, предварительное расследование или иного рода деятельность, никто из сотрудников полиции не вправе производить действия и (или) принимать решения, попирающие честь свидетеля (очевидца), потерпевшего (пострадавшего), обвиняемого (правонарушителя) и любого иного лица, а также унижать его человеческое достоинство либо создавать опасность для его жизни или здоровья.

13. Положения, закрепленные в ч. 3 комментируемой статьи, детализируются ст. 9, ч. 4 ст. 164, ч. 2 ст. 202 УПК РФ, ч. 3 ст. 1.6, ч. 2 ст. 3.1, ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ, а равно некоторыми другими нормативными правовыми актами. Так, согласно п. 13 Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21 июня 2003 года N 438, сотрудники полиции, исполняющие привод, не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу. Они обязаны проявлять бдительность, особенно при сопровождении подозреваемого и обвиняемого, с тем чтобы исключить случаи уклонения его от явки к месту вызова либо причинения себе или окружающим какого-либо вреда .
——————————–
См.: БНА. 2003. N 47.

14. Определимся теперь с понятиями “насилие”, “пытки” и “обращение, унижающее человеческое достоинство”, использованными законодателем в комментируемой статье.

15. “Насилие” есть “принудительное воздействие на кого-нибудь, что-нибудь “. Что же, сотрудники полиции не вправе осуществлять вообще никакого принудительного воздействия? Конечно же нет. Все те меры принудительного воздействия, право реализации которых сотрудниками полиции закреплено в нормативных правовых актах и прежде всего в комментируемом Федеральном законе, при наличии к тому фактических оснований и соблюдении предусмотренных законом условий, процедуры и т.п. полиция применять не только вправе, но в ряде случаев и обязана. Не разрешается сотрудникам полиции не вообще осуществление принуждения, а реализация такого насилия, которое не предусмотрено либо выходит за пределы их правового статуса.
——————————–
См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. С. 334.

16. А вот пытки сотрудники полиции не вправе применять и тогда, когда они действуют во исполнение поставленных перед ними задач. Под пыткой обычно понимается “физическое насилие, истязание при допросе” . Никакие общественно полезные цели не могут служить оправданием применения к допрашиваемому или иному лицу пытки, не предусмотренного законодательством физического насилия. Чтобы исключить возможность завуалированного насилия, законодатель запрещает проводить допрос непрерывно более четырех часов. Если четыре часа допроса прошли, а стоящие перед дознавателем задачи не разрешены, должен быть сделан перерыв не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, а потом можно будет допрос продолжить. Однако общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса на основании заключения врача может быть сокращена.
——————————–
См.: Ожегов С.И. Указ. соч. С. 551.

Читайте также:  Стоимость дизтоплива в казахстане на азс

17. Сложнее характеристика понятия “унижение достоинства”. По мнению А.М. Эрделевского, “достоинство” – это “сопровождающееся положительной оценкой лица отражение его качеств в собственном сознании” . Но в литературе встречаются и иные определения данного понятия. Так, под достоинством личности В.П. Кошепов подразумевает “осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные данные, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п.)” . С общим подходом к определению основных понятиеобразующих признаков достоинства человека можно согласиться. Однако хотелось бы заметить, что достоинство – это не деятельность (“осознание”), а результат такового. Так же как и “честь”, это элемент внутреннего нравственного состояния человека, определяемый его собственным восприятием, а также восприятием окружающих лиц его положительной репутации в обществе (благоразумия, нравственных данных, уровня знаний, обладания социально полезными навыками, достойного образа жизни и т.п.).
——————————–
См.: Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда. Комментарий. М., 2000.

См.: Кошепов В.П. Комментарий к Ст. 21 федерального закона «О полиции» в РФ // Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1996.

18. Соответственно, унижением достоинства следует считать попрание соответствующих элементов внутреннего нравственного состояния человека. Такое изменение этого состояния, которое характеризуется умалением его доблести, принуждением к нечестным и (или) неблагородным поступкам (поведению), вхождением в конфликт со своей совестью, моралью, нравственными представлениями и т.п.

19. Дополнительной гарантией соблюдения полицией законных интересов личности, вовлеченной в сферу осуществляемого ею (полицией) правоприменения, являются положения, закрепленные в ч. 4 комментируемой статьи. Сотрудник полиции во всех случаях применения к гражданину мер, связанных с ограничением прав последнего и (или) свобод, обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, правовое (процессуальное) положение гражданина (если таковое в связи с ограничением прав и (или) свобод у гражданина изменилось), а также весь комплекс появившихся в связи с этим ограничением у гражданина прав и обязанностей.

20. Иногда в отдельных специальных статьях закона, к примеру в ст. ст. 46, 47 и др. УПК РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, дается неисчерпывающий перечень прав и обязанностей, которые возникают у лица после ограничения его прав и (или) свобод. Данное обстоятельство не снимает с сотрудника возложенной на него ч. 4 комментируемой статьи обязанности разъяснить гражданину весь комплекс его прав и обязанностей, который у последнего появился после ограничения полицией его прав и (или) свобод, а не ограничиваться всего-навсего оглашением перечисленных в специальных статьях законов прав и обязанностей гражданина.

21. Имело место или нет “ограничение гражданина в его правах и (или) свободах”, иногда установить труда не составляет. Однако на практике вполне могут сложиться ситуации, когда полиция будет полагать, что осуществляемое сотрудником действие (принимаемое решение) не сопровождается “ограничением прав и (или) свобод” лица, а сам гражданин придерживается совершенно противоположного мнения. При таких обстоятельствах, а также во всех других случаях, когда у кого-либо может возникнуть мнение, что действия (решения) полиции сопряжены с ограничением граждан в их правах и (или) свободах, данные действия (решения) должны производиться (приниматься) только лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом, после чего гражданину должны быть разъяснены причины и основания ограничения его прав и (или) свобод, а также права и обязанности, которые у него возникли.

22. Причем сотрудники полиции в случае ограничения прав и свобод гражданина обязаны руководствоваться не только буквой, но и духом закона. В ряде случаев для них определяющую роль должны играть этические соображения, а не одна лишь словесная конструкция правового предписания (требования).

23. В соответствии с требованиями ч. 5 статьи 23 настоящего Федерального закона сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан “внимательно выслушать” последнего. Между тем внимательное выслушивание не обязательно должно быть продолжительным, осуществляться длительный промежуток времени. Когда необходимо моментальное реагирование на обращение гражданина, выслушивание его заявления может быть сокращено до границ, позволяющих правильно его оценить и принять по заявлению (сообщению) неотложные меры, предусмотренные законом.

24. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина после того, как он представился и выслушал гражданина, прежде всего обязан в пределах своих полномочий принять необходимые меры. Только тогда, когда он не имеет права принять таковые, он должен разъяснить гражданину, в чью компетенцию входит решение поставленного перед ним вопроса.

25. Так, по общему правилу сообщения о происшествиях принимают сотрудники дежурных частей органов внутренних дел. Однако, согласно п. 9 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях вне органов внутренних дел сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел. Поэтому, если находящийся вне помещения органа внутренних дел сотрудник полиции отказывается принять от гражданина заявление о происшествии, не фиксирует сведения о заявителе и т.п., а “рекомендует” ему обратиться в дежурную часть органа внутренних дел, сотрудник полиции тем самым нарушает требования ч. 5 комментируемой статьи настоящего Федерального закона.

Обращение сотрудников подразделений ППСМ с гражданами (п.п. 226 – 241)

Обращение сотрудников подразделений ППСП с гражданами

226. Сотрудник подразделения ППСП в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на “Вы”, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство.

227. Патрульный (постовой) полицейский при обращении к гражданину обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения гражданина патрульный (постовой) полицейский, обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Информация об изменениях:

229. В разговоре с гражданами сотрудники патрульно-постовой службы полиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях не руководствоваться личными неприязненными чувствами.

230. Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные нормативные правовые акты. Только после этого может быть принято решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в отдел (отделение) внутренних дел или возможности ограничиться замечанием.

231. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует, по возможности, делать так, чтобы дети этого не слышали.

232. С подростками патрульно-постовые наряды должны обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста.

233. С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документ вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их.

234. Лица, предъявившие документы с явными признаками подделки или неправомерно владеющие ими, доставляются в дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне.

235. Иностранные граждане, если они не пользуются дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, при совершении правонарушений подлежат ответственности на общих основаниях.

236. Неприкосновенность лица, пользующегося дипломатическим иммунитетом, не исключает законной самообороны от его противоправных действий и принятия соответствующих мер для пресечения совершаемых им преступлений, нарушений общественного порядка.

Читайте также:  Как спаять силумин в домашних условиях

237. В случае совершения правонарушения иностранными гражданами, пользующимися дипломатическим иммунитетом, патрульный (постовой) обязан пресечь на месте противоправные действия иностранного гражданина и зафиксировать их в установленном порядке, записать фамилию правонарушителя, номер документа, подтверждающего его личную неприкосновенность, затем отпустить правонарушителя и о случившемся доложить рапортом начальнику соответствующего органа внутренних дел.

238. При проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства патрульный (постовой) полицейский руководствуется федеральными законами, регламентирующими правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации*(16), при этом обращает внимание на место и срок действия регистрации национального паспорта, документов, подтверждающих правомерность пребывания в Российской Федерации, наличие соответствующих отметок (даты – штампа), подтверждающих пересечение Государственной границы Российской Федерации.

239. При выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих при себе документов, пребывающих без регистрации, а также по просроченным или недействительным документам, патрульный (постовой) сообщает об этом дежурному по территориальному органу МВД России на районном уровне и действует по его указанию.

240. При обнаружении на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах лиц, находящихся в бессознательном состоянии, с травмами черепа и иными опасными телесными повреждениями, а также с другим явно выраженным тяжелым состоянием здоровья вызывается на место скорая медицинская помощь. Доставлять таких лиц в служебные помещения органов внутренних дел запрещается.

241. Сотрудники подразделений ППСП обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Обязанности сотрудника полиции при обращении к гражданину: что говорит закон?

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан следовать четкому порядку действий, обозначенному в законе. Поэтому, вопреки устоявшемуся мнению о том, что полиция может «творить все, что ей вздумается», граждане России должны рассчитывать на уважительное отношение к ним. В этом материале мы рассмотрим, о каком порядке, соблюдаемом представителями правоохранительных органов, идет речь.

Обязанности сотрудника полиции при обращении к гражданину

Особенности взаимодействия полиции с населением

Закон не только определил для полицейских порядок взаимодействия с гражданами нашей страны, но и обозначил некоторый перечень указаний, согласно которому представители государства, охраняющие правопорядок, должны осуществлять свою основную деятельность. Итак, рассмотрим далее в таблице упомянутые указания.

Рисунок 2. Поскольку каждый сотрудник полиции обладает весьма обширными полномочиями, его деятельность, а также права и многое другое регулируются со стороны закона, действующего на территории нашей страны

Таблица 1. Указания законодателя по деятельности полиции Российской Федерации

Указание Описание
Обязательное соблюдение прав и свобод россиян Законодатель повелевает: полицейские и в целом такой орган, как полиция страны, обязаны осуществлять свою деятельность, неукоснительно соблюдая и уважая:
  • права россиян;
  • дарованные им свободы.

    К сожалению, недобросовестные сотрудники службы часто игнорируют данное правило, за что впоследствии несут законные наказания.

  • Прекращение ограничения прав и свобод по достижению цели Разумеется, полиция – структура силовая, и далеко не всегда ее сотрудники могут защитить добросовестных граждан от произвола преступников, при условии, что будут уважать права и свободы этих нарушителей порядка.

    Как следствие, в некоторых случаях деятельность полиции автоматически сопрягается с ограничением прав и свобод граждан.
    Тем не менее, закон гласит, что как только цель, являющаяся причиной данного ущемления, ими достигается, они обязаны:

  • немедленно прекратить все ограничения;
  • отпустить гражданина или передать его далее компетентным сотрудникам.

    То же самое будет происходить в ситуации, когда они выяснят, что поставленная ими цель не может быть достигнута путем ограничения прав и свобод.

  • Запрет на жестокое обращение с гражданами страны Ни один сотрудник полиции, независимо от его статуса и ранга, не может наделяться правами, дающими ему возможность жестоко обращаться с гражданами России путем:
  • пыток;
  • насилия;
  • иными жестокими способами, которые унижают достоинства гражданина и человека.

    Более того, сотрудник полиции, будучи представителем системы правопорядка государства, ответственен за пресечение действий аналогичного характера. Если не он, а кто-то другой при нем причиняет другому человеку боль, а также иные страдания нравственного или физического характера, он обязуется пресечь их.

  • Сохранение частных сведений в тайне Данные о гражданах, которые были получены полицией в ходе ведения основной деятельности, в частности сведения о частной жизни обозначенных лиц, не могут предоставляться никому, при условии, если лицо, к коему они относятся, не дало на то добровольного согласия. Из этого правила имеются исключения, все они предусматриваются федеральным законодательством.
    Обеспечение ознакомления с документами и материалами Полицейские обязаны предоставить каждому гражданину, с коим они взаимодействуют по тому или иному вопросу, возможность ознакомиться со всеми документами и материалами, которые могли бы иметь какое-либо отношение к правам и свободам этих граждан, при условии, что иное не обозначено законодательством Федерации.

    ФЗ №3 Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

    Что обязан сделать сотрудник полиции при обращении к российскому гражданину

    Помимо обозначенных в таблице выше указаний, в ряд обязанностей полицейского входит также правильное обращение к гражданам, производящееся согласно определенному порядку, установленному на сегодняшний день для данной структуры в Российской Федерации. Далее рассмотрим, о каком порядке идет речь, и какие шаги в него можно включить.

    Шаг № 1 – сотрудник полиции обязан представиться

    Первое, что должен сделать сотрудник полиции, обращаясь к гражданину на улице, в помещении или где-либо еще – назвать себя. При этом, имеется ввиду представление не по имени и отчеству, как принято при общении гражданского населения, а предоставление следующих данных о должностном лице:

    • должность, которую занимает конкретный полицейский;
    • звание, которое данный сотрудник полиции носит;
    • собственную фамилию.

    Обращаясь к гражданам, сотрудник российской полиции обязан представиться согласно установленному порядку, а также объяснить причину своего действия так, чтобы лицу, к которому он обратился, все было понятно

    На этом же этапе по требованию гражданина представитель правопорядка обязан продемонстрировать свое служебное удостоверение, которое подтвердит всю ранее сказанную им информацию. Требование предъявить удостоверение не может быть проигнорировано, так как это является прямым нарушением закона и прав россиянина, к которому полицейский обращается.

    Шаг № 2 – полицейский сообщает причину, по которой обратился к гражданину

    После того, как полицейский представится согласно положенной форме, он должен будет сообщить гражданину, которого остановил, причину, по которой производится это обращение. Причина может быть различной, но всегда должна лежать в рамках:

    Иными словами, если полицейский захочет узнать у мимо проходящего лица о том, где оно приобрело, например, такие красивые ботинки, он должен будет делать это в нерабочее время, или, на крайний случай, использовать обращение гражданской формы.

    Причина обращения к гражданам должна быть уместной и, самое главное, законной

    Шаг № 3 – разъяснить причину применения ограничивающих мер

    Данный шаг, идущий под номером три, хоть и является логичным продолжением первых двух, но вовсе не обязателен к выполнению, так как далеко не в каждом случае простая остановка граждан оканчивается ограничением прав и свобод.

    Тем не менее, если простое обращение превратилось в задержание, то тогда полицейский также должен следовать определенному порядку, который будет заключаться:

    • в разъяснении причины, по которой ограничиваются законные права и свободы гражданина;
    • в разъяснении прав и обязанностей, возникающих впервые в связи с задержанием и вышеупомянутым ограничением.

    При условии, что представитель правопорядка позволит себе вольность, и обратится не по делу, может серьезно пострадать репутация структуры

    Что обязан делать сотрудник полиции, если к нему обратился гражданин

    Возникают у сотрудника системы правопорядка нашей страны некоторые обязательства также в той ситуации, когда к нему обращается гражданин, а не наоборот.

    Итак, вот, что он должен делать.

    Шаг № 1 – представиться

    Точно так же, как и в первом случае, сотрудник полиции должен представиться гражданину по установленному порядку, который, как мы уже говорили, подразумевает обозначение:

    После того, как он представится, гражданин начнет излагать причину обращения.

    Шаг № 2 – выслушать гражданина

    Второй шаг порядка общения с гражданами, согласно которому полицейский должен действовать, представляет собой внимательное выслушивание жалоб гражданина. Слушать человека полицейские обязаны внимательно.

    Помимо того, что сотрудник должен соблюдать порядок, когда он обращается к гражданину, та же самая необходимость ложится на его плечи, когда гражданин сам подходит к нему с вопросом или просьбой о помощи

    Шаг № 3 – предпринять сопутствующие меры

    Если полномочия полицейского достаточны для того, чтобы принять необходимые меры, и помочь обратившемуся к нему человеку, то в этом случае он обязан осуществить все, что зависит от него, для разрешения данного вопроса, при этом действуя, разумеется, исключительно в рамках закона.

    При условии, что полномочий недостаточно, полицейский должен разъяснить обратившемуся к нему лицу, к кому ему следует обратиться (имеется ввиду также сотрудник полиции, компетентный относительно содержания заявления гражданина).

    Что еще нужно знать о полиции

    Помимо положений, обозначенных выше, деятельность полиции регулируется дополнительным множеством различных определений.

    Данная государственная структура ведет свою деятельность в точном соответствии с законодательными актами нашего государства. Именно поэтому, любое ограничение прав или свобод граждан России, а также их интересов не может допускаться, за исключением тех случаев, которые, опять-таки, обозначены в законодательстве. К слову, то же касается:

    • объединений общественного характера;
    • различных иных организаций и учреждений.

    Мало того, что полицейский должен обращаться к гражданам по правилам, он также обязан придерживаться множества иных указаний и рекомендаций

    Представители полиции не имеют права на то, чтобы заниматься подстрекательством граждан, их склонением к совершению противоправных действий абсолютно в любой форме:

    Кроме того, у представителей данной структуры отсутствует право на оправдание совершаемых действий или наоборот, бездействия, за счет интересов службы, а также:

    • экономической выгоды;
    • требований незаконного характера или приказов, поступающих от вышестоящих должностных лиц;
    • прочие обстоятельства аналогичного характера.

    Меры государственного принуждения могут применяться полицейскими в исключительных случаях, то есть таких, которые оговорены все тем же Федеральным законодательством страны.

    Действия должностных лиц, являющихся сотрудниками полиции, контролируются со стороны Федерального органа исполнительной власти внутренних дел страны.

    Действия сотрудников полиции подлежат государственному контролю

    Беспристрастность действий сотрудников полиции

    Полиция обязана осуществлять протекцию прав, свобод и интересов не только российских граждан, но также и людей в целом, независимо от таких принадлежащих им характеристик, как:

    • пол;
    • раса;
    • национальность;
    • язык;
    • происхождение;
    • положение в обществе и должностное положение;
    • место проживания;
    • имущество, коим он владеет;
    • религиозных предпочтений;
    • убеждений;
    • членства в объединениях общественного характера и тому подобных обстоятельств.

    При этом, представители интересующего нас органа не имеют право состоять в политических партиях, и как-либо их поддерживать, в частности и с материальной точки зрения, а также принимать какое-либо участие в деятельности, которую они ведут. Все эти запреты существуют для того, чтобы сохранить обсуждаемую нами беспристрастность. Таким образом сотрудник полиции не связывается решениями политических партий.

    Кроме того, распространяется данное обязательство и на членство в общественных объединениях и религиозных организациях.

    Уважительное отношение к гражданам, независимо от их принадлежности к той или иной национальности, расе, религии и т.д. — первичная обязанность полицейского, который в любых вопросах должен оставаться беспристрастным

    В обязательном порядке сотрудник интересующей нас системы обязан уважительно относиться к национальности и традициям различных граждан, при этом учитывая их индивидуальные социокультурные особенности. Таким образом, он будет способствовать согласию между различными национальностями и конфессиями.

    Как находясь на службе во время рабочего дня, так и вне ее, в свободное время, гражданин, занимающий пост в полиции, не имеет права ставить под сомнение свою беспристрастность, и подтверждать заинтересованность какими-либо действиями, так как это может нанести непоправимый ущерб авторитету и образу всей структуры.

    Открытость и публичность действий полиции

    Деятельность представителей правоохранительных органов должна оставаться для общества открытой, в той степени, которая обозначена требованиями законодательства нашей страны в области:

    • уголовного судопроизводства;
    • дел, связанных с нарушениями административной категории;
    • деятельности оперативного и розыскного характера;
    • защиты тайн, охраняемых законом и государством;
    • защиты прав граждан, учреждений и образований любого другого рода.

    Посему, российские граждане, и организации, имеют право на получение правдивой информации относительно деятельности, ведущейся полицией, а также информации, которая напрямую связана с ними, и может затрагивать их права. В данном случае исключение составят только те сведения, которые ограничиваются на законодательном уровне.

    Правом граждан нашей страны также является беспрепятственное получение информации от полиции

    Полиция отвечает также за постоянное информирование о своей деятельности органов государственного и муниципального уровня, путем использования следующих каналов связи:

    • сети интернет;
    • средств массовой информации;
    • отчетов, предоставляемыми не реже раза в год должностными лицами, работающими в полиции, представителям государственных властных структур.

    Что касается сроков и частоты предоставления отчетности, а также должностных лиц, которые ответственны за проведение данного мероприятия, определяется непосредственно на уровне Федерации.

    Согласно букве закона, действующего на территории нашей страны, полиция должна предоставлять данные о собственной деятельности также членам СМИ, после того, как последние отправят официальный запрос из редакции, а также посредством:

    • отправления статистических данных;
    • справочных материалов;
    • проведения конференций для прессы.

    К слову, не каждый журналист имеет право на освещение деятельности представителей данного государственного органа. Такое право имеют только аккредитованные сотрудники средств массовой информации.

    Далеко не каждый сотрудник СМИ может освещать деятельность полиции

    Общественное доверие и поддержка граждан страны

    Осуществляя свою основную деятельность, сотрудники полиции должны обеспечивать не только порядок, но также и:

    • формирование доверия населения по отношению к их действиям;
    • получение поддержки от гражданских представителей государства.

    Потому, каждое действие сотрудника рассматриваемого органа должно быть понятно людям, если не само по себе, то впоследствии предоставления соответствующих обоснований.

    Если же представитель обозначенной службы нарушит права, интересы или свободу людей, тогда на плечи уполномоченных сотрудников той же структуры ложиться задача по нивелированию данного ущерба путем восстановления нарушенных явлений.

    Так, если, например, полиция обнародовала сведения, которые опорочили бы достоинство гражданина и навредили его деловой репутации, и не оказались соответствующими судебным постановлениям, результатам расследования и т.д., тогда тот же орган, что их обнародовал, должен заняться и опровержением. При этом, обозначив оное в той же форме, в которой изначально данные были оглашены.

    Основная задача полиции — защита граждан Российской Федерации

    Заключение

    Полиция призвана защищать обычных граждан России и гостей страны от преступников, имеющих злые намерения. Разумеется, преступник все еще остается человеком, и потому, даже при его задержании сотрудники рассматриваемой структуры обязаны соблюдать некоторые его права и свободы, но не те из них, временное игнорирование которых при необходимости допускается Федеральным законодательством. При обращении к гражданину сотрудники полиции обязаны соблюдать особенный протокол действий, созданный для того, чтобы общение с ними оказалось эффективным для обоих участников коммуникации.

    В разных определениях полиции можно столкнутся с разными понятиями – полиция как орган, полиция как система, полиция как часть глобальной системы под названием МВД. Согласно законодательству, существует две полиции: полиция общественной безопасности и криминальная полиция, подразумевающие свою специализацию и свои функции. О том, каковы основные направления деятельности полиции рассказываем в специальной статье.

    Видео – Lолжен ли сотрудник полиции представляться