No Image

Путешествие на север россии

СОДЕРЖАНИЕ
14 просмотров
30 ноября -0001

Путешествие на север россии

12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)

Далее предлагаем отправиться в 12-дневное путешествие по зимнику на арктический север России. Нашим гидом станет водитель грузовика, перевозящего различные грузы, в отдаленные уголки нашей необъятной страны.

Каждую зиму реки, в теплое время года покрывающие огромные пространства Сибири, замерзают. Когда холода становятся суровыми, жизнь большинства людей начинает протекать в закрытых помещениях. Но для кого-то покрытые льдом реки — знак того, что по ним могут ехать грузовики, а значит, — до тех пор, пока держится лед, — может идти торговля. Весенние температуры уже начинали разъедать зимнюю трассу, когда фотограф RFE/RL Амос Чаппл присоединился к одному молодому водителю в 12-тидневном путешествии на арктический север России.

Встречайте Руслана Дороченкова, ему 28 лет, он отец двух маленьких мальчиков. Уже восемь лет он ездит на своем «Камазе» по замерзшей Индигирке, отвозя продукты в арктический город Белая гора. Он получает хорошие деньги — около 600 долларов за поездку. Но каждая поездка — это «особенное приключение», и, как я понял на своем опыте, опасности сибирских зимников очень реальны.

Каждая поездка начинается здесь — в гараже на окраине Якутска. В машину загружают товары, делают последние приготовления. Груз бывает разным, в этот раз он большей частью состоял из продовольствия: в грузовик Руслана поместили 12 тонн макарон, масла для готовки и безалкогольных напитков, даже пару килограммов шоколадных круассанов. Нам помогает загружать машину парень по имени Гарик, он уезжает из Якутска к семье на север. Руслан предложил подвезти его в обмен на помощь во время поездки.

Собакам в гараже сейчас мало что перепадает. Весна берет свое, а значит, все мысли сосредоточены на тех нескольких днях, после которых закроются зимники. Руслан (справа) разговаривает по телефону с другим водителем, спрашивает у него о состоянии льда. Подготовка шла не быстро, но, наконец, поздним вечером Руслан отправляется в путь. Путь в Белую гору начинается с Колымского шоссе, которое построили с использованием труда заключенных в сталинскую эру. Мы проезжаем участок, на котором в феврале грузовик съехал с дороги. Машина и ее злосчастный водитель пролетели 70 метров. Это первая из нескольких историй, заставивших меня нервничать из-за предстоящей поездки. Около полуночи все ложатся спать. Двигатель и обогрев кабины на ночь оставляют включенными. Даже с работающим двигателем ночью может замерзнуть несущий вал. Водители грузовиков берут с собой огнеметы на случай, если придется размораживать части двигателя.

Руслан смотрит вперед, в то место, где Колымское шоссе поворачивает налево среди гор. Ясное солнечное утро, мы хорошо проводим время. До поры до времени. Мы встречаем друга Руслана Андрея, который тоже направлялся в Белую гору, но попал в аварию на своем минивэне. Мы перегружаем содержимое его грузовичка в нашу машину, Андрея приглашают присоединиться к нам. В кабине, рассчитанной на двух человек, нас теперь четверо. Примерно в середине пути наш грузовик съезжает на лед. Следующие 730 километров мы будем ехать по замерзшей Индигирке в сторону Арктики. Во многих участках реки течение настолько быстрое, что летом по ней не пройдешь на лодке. Зимой же река, подобно волшебному ковру, открывает доступ в области республики Саха, в которые практически невозможно добраться другим способом.

В узких местах лед стал очень гладким из-за образовавшихся здесь воронок. Вода просматривается на несколько метров в глубину, где поток несет осколки льда. Когда перед нами появилась прогалина, по форме напоминавшая грузовик, Руслан резко нажал на тормоз и начал разворачиваться, чтобы найти другой маршрут. «Свежая», — только заметил он. Руслан показывает фотографию грузовика коллеги. «Ему повезло. Если сначала будет заливать кабину, то все, конец». Мы едем дальше и проезжаем место, где в декабре сломались три грузовика. Один водитель умер чудовищной смертью, оказавшись подо льдом. Руслан рассказывает, как все произошло: «Ехало три грузовика конвоем, между ними было по 100-200 метров. Вдруг второй водитель потерял первый грузовик из виду. Не понял, что происходит. Когда он увидел воду [от первого грузовика, после того, как тот провалился под лед], нажал на тормоза. Первый на 9 метров ушел под лед, старик [водитель] утонул. Второй жал на тормоза, пытался остановиться, но тоже упал под лед. Температура −45°. Молодой парень, 23 года. У него в кабине был молоток, он разбил окно, вылез из воды и увидел третью машину. Он весь мокрый проходит 50 метров, пытается помахать третьему водителю, а температура −45° — на нем все [одежда] замерзает, пока он идет. Третий водитель не сразу понимает, что он ему пытается показать. Колеса скользят, машина наполовину уходит по воду. Но кабина остается наверху, и он выпрыгивает. Они идут пешком в Белую гору, которая от них в 25 километрах, но повезло — их подобрал человек на снегоходе. Молодой парень серьезно обморозился».

Вскоре и нам приходится столкнуться с тонким льдом. В некоторых участках реки талая вода, которая появляется близко к поверхности, даже в самые холодные зимние месяцы не дает образоваться толстому слою льда. Когда Руслан попытался проехать от одного берега прогалины до другого, мы услышали, как лед начал хрустеть. Я сидел у пассажирской двери и начал беспокоиться, что, если грузовик опрокинется на мою сторону, я окажусь под водой — с тремя людьми надо мной, которые будут пытаться найти выход. Я видел, что лед был хрупким, поэтому приоткрыл свою дверь и приготовился выпрыгнуть. Грузовик неожиданно накренился в мою сторону. Когда Руслан нажал на газ, он накренился еще сильнее. Я открыл дверь и выпрыгнул, в надежде преодолеть хрупкий лед, прежде чем грузовик обрушится на меня. Но лед выдержал. С помощью цепей Руслану удалось задним ходом выехать из прогалины. Еще дважды в этот день мы проезжали участки с пугающе тонким льдом.

Эту ночь я проводил в полной глуши, приговоренный к путешествию, которое начинало казаться ошибкой, но вдруг произошло нечто очень важное. В три часа утра небо передо мной начало зажигаться зеленым. Полярное сияние охватило всю линию горизонта. Кроме меня, его никто не увидел, — все остальные спали. Не могу объяснить это логически, но пока я смотрел на небо, меня покинуло чувство ужаса. Я почувствовал, что, что бы ни случилось, все будет хорошо.

Читайте также:  Ступичные колпачки на литые диски

Следующее утро было ясным, а дорога — твердой, как скала. Когда я рассказал о пережитом Руслану, русский воспринял аспект «послания от Вселенной» серьезно. Несмотря на его любовь к грязному языку и тяжелой музыке, Руслан глубоко религиозен. Маленькая Зашиверская часовня — к ней приходят водители, проезжающие по зимнику. Руслан — во время каждой своей поездки. По его словам, Бог всегда помогал ему в сложные моменты на реке. У водителей есть и уникальные суеверия. Одно из них — нельзя справлять нужду рядом перед грузовиком: аналог убийству альбатроса. Руслан набирает питьевую воду из проруби, а мы приближаемся к одной из целей нашего пути. Вода удивительно чистая, даже если посмотреть на свет. Однако, несмотря на чувство гордости, которое вселяет в водителей грузовиков вид девственной природы, большинство, в том числе и Руслан, бросают мусор прямо на лед.

В городах и деревнях, окружающих Белую гору, начинаются проблемы с доставкой продуктов и с автомобилем. Руслан останавливается и для того, чтобы помочь каждому водителю, который встречается нам по пути. Поездка длится уже неделю — это неделя из 12-16-тичасовых дней, без душа и смены белья. Наконец, грузовик разгружен, и на горизонте появляется Белая гора. Большей частью город и его две тысячи жителей обеспечивают себя за счет рыбной ловли. Все, что осталось теперь, — безопасно вернуться в Якутск. Но сначала надо принять ванну. Руслан говорит, что он «будто заново родился».

В магазинах Белой горы на удивление много продуктов, но цены здесь значительно выше, чем в крупных российских городах. 100 грамм орешков кешью в одном магазине стоили 18 долларов (1150 рублей — прим. пер.). Поездка сильно отклонилась от графика, дороги официально закроются всего через несколько дней, поэтому на обратном пути Руслан едет быстро, иногда не останавливается и ночью. Грузовик пуст, но на улице становится теплее, а значит, дорога быстро исчезает. Начинается весеннее таяние, и уровень воды в реках начинает подниматься. Вода проходит сквозь лед и образовывает слой хрупкого льда над замерзшей рекой. Мы опаздываем на несколько дней и едем по тающему льду. Руслан останавливается, чтобы помочь еще одному водителю грузовика. Он берет на буксир сломавшуюся машину и предлагает водителю подвезти его до Якутска. Руслан говорит, что взаимопомощь на льду — это то, что «ты просто делаешь и все», и добавляет: «Традиции „обмани и ограбь“ сюда еще не добрались».

Когда мы снова оказываемся на твердой почве — Колымском шоссе, настроение улучшается — мы попадаем в яркие лучи весеннего солнца. Мы это сделали, Руслан успешно завершил еще одну поездку — за несколько дней до того, как ледяная дорога закроется до следующего сезона. Но, оказывается, Руслан не совсем закончил с зимниками. Он проведет три дня в Якутске, а затем попробует совершить путешествие еще один, последний в этом году, раз. «Тебе надо поехать со мной! — говорит он мне. — Воды будет по шею». Но на сей раз Руслан поедет один. Такие игры с ледяным шоссе — только для специальной породы людей: для тех, у кого зимник, как говорит Руслан, — «в крови».

На машине к трем морям. Маршрут путешествия на Север России

15 сентября 2015

Наше августовское путешествие на машине к трём морям, главной целью которого был Север России, получилось несколько сумбурным. Планировали мы его на июль. Все рассчитали, распланировали, забронировали. Получился маршрут на 19 дней. За два дня до отъезда я заболела. Лечилась, но лучше ко дню отъезда не стало. Переносили, сокращали и потом просто решили все отменить. Но поехать все равно очень хотелось.
Пересмотрели все свои возможности. Муж смог взять на работе две недели, и мы решили все наше путешествие уложить в 14 дней и ехать. Да, программу и маршрут пришлось сильно сократить. Но если бы сейчас ехать второй раз, я бы мало что изменила, поехала бы по этому маршруту снова.
Для меня главной целью путешествия на Север была поездка в Мурманск и посещение острова Соловецкого. Для мужа – Хибины и тоже Соловецкий.
Хибины – это такая небольшая горная система на Кольском полуострове, расположенная в основном у нас в России и небольшой частью в Финляндии. Горы тут не очень высокие, но очень живописные. Ехать просто в Мурманск было как-то не интересно. По дороге решили посмотреть еще какие-нибудь достопримечательности.
Итак, как же рождался наш маршрут путешествия на Север России на машине?

На машине на север России

Минувшим летом я попробовал новый для себя формат поездки – автопутешествие с ночевкой в машине (или в палатке рядом). Сейчас даже кажется странным, что я раньше такое не практиковал. Были многодневные походы с палаткой, были поездки на машине, но чтобы и то, и другое вместе, как в этот раз, нет.

В этом посту я расскажу не только о выбранном маршруте и своих впечатлениях, но и о полученном опыте путешествия на машине по северу, а так же о некоторых важных моментах.

В конце записи будут приведены ссылки на все увиденные места и достопримечательности, где о них будет рассказано более подробно.

2. Итак, начну я, пожалуй, с карты. Рыжей линией обозначен путь туда, а синим цветом, чтобы не было путаницы, я отметил дорогу обратно.

Путешествие получилось настолько большим, что логично стало разделить его на 3 части. Первая – путь на север, к Онежскому озеру через Череповец, Белозерск и Вытегру. Вторая – Ленинградская область и Карелия. И, наконец, третья и самая важная – Каргополь Архангельской области и его окрестности.

Читайте также:  Задний барабан рено логан

3. Наш путь проходил через Ярославль, Тутаев и Рыбинск. Тут я был несколькими месяцами ранее, и потому сейчас долго задерживаться в Рыбинске не стал.

4. Далее был маленький и тихий городок Пошехонье, имеющий почти правильную радиальную планировку. А уже к вечеру мы приехали в Череповец.

За день пройдено 500 км. Забегая вперёд, скажу, что это был самый продолжительный по расстоянию день. Я специально распланировал всё так, чтобы в день проезжать не более 350 км (примерно). Это позволило меньше уставать от дороги, а главное фотографировать, смотреть и останавливаться сколько надо, а не бежать галопом, чтобы успеть куда-то ещё.

А ещё в Череповце мы узнали, откуда и почему там бывает снег летом 🙂

Здесь была наша первая ночевка.
Ночевки в машине придали нашим планам большей гибкости. Не нужно было, например, торопиться успеть к определённому числу в забронированный номер в гостинице. Проще говоря, не нужно стало к ночи обязательно прибыть в какой-нибудь населённый пункт. Ночуешь, где хочешь, а любая задержка никак не порушит дальнейшие планы. Ещё один плюс – поездка обходится гораздо дешевле.

Интересно ещё, что такие ночевки лучше всего подойдут для маршрута с минимальным количеством больших городов, так как возле них часто бывает сложно найти подходящее место. Оживлённые трассы не умолкают целые сутки, а большинство мало-мальски подходящих мест бывают сильно замусорены или просто кем-то заняты.

6. На следующий день, посмотрев Череповец, уже ближе к полудню мы отправились дальше, в Белозерск.

От Череповца до Белозерска всего 110 км и можно было, конечно, в этот день доехать хоть до Вытегры, но хотелось побыть в этом приятном городке подольше, а так же пофотографировать закат на Белом озере. Благо погода позволила, и что получилось можно посмотреть в посту про озеро.

После Белозерска впервые за эту поездку дорога превратилась в грейдер (без асфальтового покрытия). Он начинается незадолго до переправы через Волго-Балт в Крохино и идет до поселка Липин Бор, где соединяется с трассой Вологда – Вытегра, которую, кстати, совсем недавно отремонтировали, асфальт гладкий и ровный, свежие полосы разметки и прочее.
Сколько лет эта дорога будет такой предположить трудно, да и, как опыт показывает, говорить о состоянии большинства дорог можно только в реальном времени.

Трасса эта совершенно пустынная, встречных машин мало, населённых пунктов ещё меньше.

8. В маленьком городке Вытегра, в очередной раз пересекли Волго-Балтийский канал и заодно узнали, что делает подводная лодка в дремучих вытегорских лесах, да ещё и вдали от моря 🙂

9. Далее была Ленинградская область, паромная переправа через реку Свирь в поселке Вознесенье.

10. Берег Онежского озера.

12. Деревянные церкви в селе Щелейки и

13. селе Гимрека.

14. Началась Карелия, и снова появился асфальт, которого не было от переправы в Вознесенье.

15. Названия населённых пунктов теперь дублируются и на карельском языке.

17. И вскоре мы приехали в село Шелтозеро, известное как столица Вепсской волости.

18. Здесь закончился третий день нашего путешествия. Ещё на пути в Шелтозеро, недалеко от деревни Рыбрека, где дорога близко подходила к берегу Онежского озера, я заметил хорошее место для ночёвки. Теперь, вернувшись сюда, мы без труда разместились вот на таком сосновом берегу.

Завтра планировалось поехать сначала назад, до Вытегры и оттуда, уже по восточному берегу Онежского озера приехать в Пудож.
Но тут у меня появилась интересная мысль: а что если нам поехать не назад, а дальше по этой дороге через Петрозаводск, посмотрев тем самым его окрестности, и, обогнув озеро с севера, приехать в Пудож.
Мысль казалась заманчивая, но тогда мы теряли возможность побывать в ещё одном интересном месте, да и Петрозаводск с окрестностями по своим масштабам тянули на отдельную поездку, а у нас впереди ещё был Каргополь.
В итоге, решив, что лучшее враг хорошего, менять ничего не стали.

В этот раз мы не ставили палатку, а устроились прямо в машине. Откинув заднее сиденье и просунув ноги в багажник, можно было без труда вытянуться во весь рост. Функции одеяла выполнял летний походный спальник, а под голову я подкладывал кофту.

Чем точно нельзя пренебрегать в путешествии на машине на север, так это защитой от комаров и других насекомых. Лучше, если в дополнение к спреям будет и москитная сетка. В жаркий и солнечный день может быть полно слепней, особенно если остановиться и выйти из машины где-нибудь на тихой дороге посреди леса, а вечером в безветренную погоду может «атаковать» мошка, что ещё хуже, чем комары.
На берегу небольшой ветерок, и мошки совсем не было, но стоило отойти метров на 30 в лес, как вокруг собиралось настоящее облако.

21. Июнь месяц, на севере в самом разгаре белые ночи. Солнце практически не уходило за горизонт, на небе постоянно горело зарево. В 3 часа ночи над озером начался рассвет. Конечно, я не мог такое пропустить и не сфотографировать.

К слову сказать, светлые ночи меня не напрягали в плане сна на протяжении всего нашего путешествия по северу, но и на этот случай мы предусмотрели на стекла машины шторки из плотного материала, который ещё часто используют как солнцезащиту.

22. Утро следующего дня.

Чтобы вскипятить воду в полевых условиях, понадобится котелок и горелка с газом. Нами использовались совершенно обычные, какие продаются практически в любом туристическом магазине. А ещё у нас был термос, что позволяло, вскипятив воды один раз, не возиться с горелкой, перед каждым обедом.

23. А вот и место, куда мы могли не попасть, если б поехали через Петрозаводск. Это памятник природы – Андомская гора. Высота обрыва достигает 50 метров.

24. От Вытегры до Пудожа в основном идёт хороший асфальт.
В нескольких местах вдоль дороги много километров подряд с обеих сторон тянулись разноцветные заросли люпина.

Читайте также:  Как проверить помпу на калине 8 клапанов

25. Далее был маленький, но очень оригинальный город Пудож.

26. Недалеко от него, на правом берегу реки Водлы, в самом её устье, есть небольшой мыс, где на отшлифованных ледником карельских скалах сохранились петроглифы – наскальные росписи древнего человека.
Кое-какие рисунки мне удалось найти, о чём обязательно расскажу в следующих записях по этой теме (смотрите ссылки в цикле «На машине на север России» в конце этой страницы).

28. Было бы не правильно не использовать это место для ночевки. В этот раз спали в палатке.

Вторая и не менее красивая ночевка на Онежском озере. Только теперь на восточном берегу, а ещё сегодня утром были на западном.

29. Такими видами может похвастаться не всякая гостиница …

Надо сказать, формат путешествия на машине вполне себя оправдал и для севера России подходит идеально, а, глядя на такие виды, тем более это понимаешь.

30. И снова белая ночь.

31. На пятый день мы въехали в Архангельскую область.

32. Далее был Каргополь,

33. легендарное деревянное зодчество севера и

34. заброшенные деревни.

35. Чего много на севере России, так это древесины. Из всех грузовиков, встречающихся на дороге, больше половины лесовозы.

36. В большом количестве встречаются вот такие деревянные мосты.

Побыв в этих уникальных местах несколько дней, мы посмотрели немало. Пора и в обратный путь.

Из Каргополя можно было выбраться тремя путями: той же дорогой, что и приехали; через Няндому на трассу Москва – Архангельск; либо через Солзу и Кречетово сразу в Вологодскую область на шоссе Вытегра – Белозерск.
Третий вариант самый короткий, но при этом самый сложный. К тому же я был неправильно проинформирован, что дорогу эту якобы недавно сделали, да ещё и весьма заманчивой казалась идея сократить расстояние и срезать большой крюк.
Так вот, специально напишу о ней подробнее для тех, кто решит там поехать.

От Каргополя в сторону Солзы (населенный пункт на границе Архангельской и Вологодской области) идёт сначала асфальт, который через пару километров заканчивается и переходит в грейдер хорошего качества, по которому можно спокойно идти километров 70 в час в хорошую погоду. После Солзы до шоссе Вытегра — Белозерск остаётся 30-ти километровый участок разбитой грунтовой дороги, по которой большинству автомобилей можно проехать только в сухую погоду.

Этот участок дороги не обслуживается никаким из регионов, поэтому можно быть уверенным, что в ближайшие годы состояние его никак не изменится, разве что только не ухудшится.

Колеи, оставшиеся на грунте от тяжелых машин глубиной достигают 30см. Там, где нет колей дорога представляет собой скопление широких ям.

37. Некоторые из них залиты водой.

На своей легковушке с клиренсом 15 см эти 30 км мы ехали 3,5 часа. Благодаря сухой погоде нигде не застряли, но часто останавливались и подкладывали под колёса камни и доски, лежащие на обочинах в большом количестве, чтобы не сесть на днище.

Залитые водой ямы проезжали на удивление без проблем. Колёса слегка проскальзывали, но грунт крепкий. Вода была по нижнюю треть дверей.

38. Мосты не везде в хорошем состоянии. До «большой» дороги осталось всего пару километров.

Ещё немного и мы выбрались на асфальт.

Эта ситуация наглядно показала, что запланированный маршрут должен быть сопоставим с проходимостью автомобиля, и в особенности это актуально для путешествия на машине на север. Не стоит забывать, что север России славится не только своими красотами, но и бездорожьем.

Эта дорога мне и сейчас кажется каким-то порталом – ещё утром был в Каргополе, а сейчас уже под Белозерском.

39. В тот же день мы заехали Кириллов и Ферапонтово.

40. Проехали недалеко от озера Кубенского, где в хорошую погоду с дороги можно видеть Спасо-Каменный монастырь, построенный на крохотном островке прямо посреди озера

41. и вечером оказались в Вологде.

А уже вечером следующего дня – в Москве.

В заключении хочется выделить отдельно некоторые важные, на мой взгляд, моменты:

Самое главное, что если вы собрались в путешествие на машине, то, какое бы оно ни было, нужно быть уверенным, что машина запланированное расстояние пройдет, а не сломается где-нибудь по дороге. Конечно, случается непредвиденное, но свести к минимуму риски всё же можно благодаря тщательной подготовке.

Чем больше будет сведений о поездке, будь то состояние дорог или достопримечательности, тем лучше. Обидно ехать сотни километров и не попасть куда-либо из-за реставрации.

Заранее стоит озаботиться поиском подходящих карт, как бумажных, так и для навигатора. Я предпочитаю, чтобы было и то и другое, поскольку они отлично дополняют друг друга в различных ситуациях.
Причем карты должны быть как можно более свежие.

Такие поездки хорошо совершать малым составом, 2-3 человека максимум на одну машину, всё зависит от вместимости вашего транспортного средства.

Лучше, если будет более, чем один водитель или, как минимум, чтобы второй человек имел к вождению непосредственное отношение.

У участников в большей степени должна присутствовать психологическая устойчивость, несклонность к конфликтам, а так же готовность идти на уступки друг ради друга. На это мало обращают внимание, а зря. Конфликты всеми силами нужно избегать.

Итак, если подвести итог всего нашего путешествия на север, то кратко получается:
Суммарный километраж составил 2698 км.
Длительность 8 дней.
Израсходованного бензина вышло 162 литра, что по летним ценам получилось примерно 4500 р.
Где-то столько же было потрачено на еду.
Так, благодаря отсутствию гостиниц удалось уложиться менее чем в 10 т. рублей, что, в общем-то, неплохо, учитывая сколько всего удалось объехать и посмотреть.

P. S. Но на этом наше знакомство с севером не заканчивается. В следующем году состоялось ещё одно путешествие на север, уже более продолжительное и ещё более интересное:
Мезень — Архангельск — Онега — Каргополь

Комментировать
14 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Без рубрики
0 комментариев
No Image Без рубрики
0 комментариев
Adblock detector